Если «Талант» зажигают…

Україна має талант Діти

Сбылась мечта «идиота»: на прошлой неделе «отдыхательная» программа СТБ «Україна має талант» (2-й сезон) растоптала тяжестью рейтинговых каблуков (доля аудитории доходила до рекордных 40%) скандально-политические заказухи — из того же (вечернего) слота. И мне стало так приятно… О, наконец-то процесс общественного оздоровления, очевидно, уже хоть куда-то пошел?..



Тем временем новый сезон успешного талант-шоу тоже активно «пошел» — в зону жесточайшей конкуренции. На обжитую поляну пропаганды художественной самодеятельности активно ринулись другие производители. И выпустили на ту же лужайку стадо своих взбесившихся сезонных «слонов» («1+1», ТРК «Украина» тоже с утра до ночи ищут таланты). Посему, господа, дефицит возбужденных аматоров на отечественном ТВ в ближайшие годы нам не грозит совершенно!



Не опасаетесь, что повальное поветрие на «зажигание талантов» обесценит ваш формат? — спрашиваю у Оксаны Марченко, ведущей проекта «Україна має талант».



Думаю, в любом случае выживет сильнейший. Это конкуренция. Страна талантливая. Дарований, надеюсь, хватит для всех каналов. (И — игриво улыбается).



Не поспоришь: эта улыбка стала мила-приятна миллионам-миллионам зрителей. А сама ведущая, со скоростью реактивной ракеты оторвавшись от своего телепрошлого, нынче оказалась в «топе» главных украинских телезвезд. И, словно «фениксировав», явила миру и телевизору обновленный — живой и раскованный, демократичный и органичный — свой же образ. Ну вот, об этом образе (и подобии), о талантах и аферистах, о ТВ и совсем чуть-чуть о ее муже — мы сели и поговорили.



Оксана, скажите на милость: что творится на этом ТВ? Вы их всех, талантливых, где-то раскапываете, популяризируете… А они, мелькнув в «ящике», тут же наглеют! Хотя бы этот хлопец из Харькова — кудряш, на Укупника похож, который «синьорита, я влюблен»… Есть совесть у человека или его кукловода? На весь Интернет пиарят тему как «украла» его шедевр «сама Алл Борисовна Пугачева», а ничего что — деньги заплатили, фамилию в титрах указали, «путевку в жизнь» выписали? Что за аматоры неблагодарные?! Циников-то много пробирается на альтруистичные кастинги?



Не хотелось бы говорить об этой конкретной истории… Но перед нами действительно возникла проблема: как не сбить волну искренности в этой программе? Как сохранить добрый, альтруистичный дух?



Во время кастингов стали бороться с «претендентами», за которыми целая свита из продюсеров, директоров. Цель у них — пиар. Никакого творчества и вдохновения. Много ли таких? Не скажу, чтобы очень. За период кастингов второго сезона — где-то шесть-семь человек.



Вот пример… Приходит симпатичный парень. Со своей историей. Говорит: у меня такая драма, мне так горько, погибла девушка, и мой номер — как гимн любви…



Трогательно? Но я задаю наводящие вопросы… А как это случилось? А как девушку звали?



И вижу: он «тает» как мартовский снег. Все понятно! «Ты лжец!» — говорю. Ибо нельзя спекулировать на сокровенных темах- даже ради рейтингового шоу.



С другой стороны, были ведь истории, когда вы искренне проникались непридуманными историями?



Естественно. Таких историй-исповедей немало. Я даже плачу иногда над некоторыми рассказами… И не стыжусь своих слез. Проходят очередные «смотрины»… И вижу — интеллигентная бабушка с двумя внучками. Симпатичными такими мулаточками… Причем держатся робко, неуверенно. Я завела разговор. Они сказали… Как их бросил папа… И папу этого (он из другой страны) искали даже через программу «Жди меня»… А потом умерла мама… И девочек должны были увезти в детдом, но бабушка, у которой вообще нет никакой поддержки, сказала: нет, это мои кровинушки, и они останутся со мной…



Потом оказалось: внучек не две, а три! И младшенькой совсем мало лет. И, представьте, эта милейшая женщина сама ставит внучек на ноги. Не облегчая себе жизни и не перекладывая ни на кого забот.



Слушаю рассказ — слезы катятся. Почему? Потому что для ее «тихой» жизни — это поступок героический. Мы же сегодня ищем героев где угодно. Из каких угодно исторических параллелей… А они — рядом.



…Уже перед выходом на сцену подошла к одной из внучек: «А давай представим, что мама смотрит на тебя с неба… Как думаешь, что бы она тебе сказала?..» Девочка: «Солнышко, не бойся, я с тобой!» И с этими словами вышла на сцену.



Не всегда объясню — почему плачу…



Может, потому, что и у меня — девочка, ей скоро шесть лет. И, естественно, есть внутреннее ощущение тревоги за нее. И осознание, что мир красив только в телекартинке, а так — жесток.



То есть ты как будто бы принимаешь чужую боль как свою. Но и это не всегда ранит, а порою — исцеляет.



Лично вы живете в мире комфортном. Несопоставимым с тем, в котором обитают региональные аматоры. Насколько ощутим контраст «этой» и «той» жизни?



Он разителен. Потому что, во-первых, там все-таки более естественная среда… А, во-вторых, та среда пробивает своей болью отлакированную столичную действительность — с политическими страстями, светскими хрониками и остальной суетой.



Какой из регионов оказался, скажем так, неожиданностью — в обвальном стремлении украинского народа зажечь таланты?



Могу ошибаться… Но, как всегда, активны Одесса, Днепропетровск, Харьков. В Западной Украине, в частности во Львове, люди показались более закрытыми. Мы и кастинги проводили там всего один день. При том, что Львов обожаю. Там множество моих друзей.



Да и наш Киев произвел, в общем, грустное впечатление (хотя я сама киевлянка). Столица проявила агрессивную сумбурность, вульгарность. Может, и правда, выветривается столичный дух из нашего города?



А вы знаете, что некоторые «таланты», участвующие в кастингах, иногда переходят улицу — и уже на отборе у канала-конкурента?! Вот жизнь у людей — сплошная востребованность.



И такие экземпляры являются. Но если уж «засветятся» — пусть не обижаются.



Какой жанровый настрой во втором сезоне, на ваш взгляд, окажется доминирующим?



Полагаю, вокалисты замечательно покажутся. Есть герои — для меня это гордость нации, — которые успешно работают за границей, но, пожалуй, впервые, на многомиллионной аудитории презентуют свои таланты уже дома. Будет замечательный скрипач, он играет на одной струне, как Паганини. Будут другие уникумы…



В общей сложности, отобрано более 200 номеров. (В первом сезоне отобрали наполовину меньше.)



Между прочим, британцы говорят, что только ко второму-третьему сезону и начинается «раскачка» талантов-самородков.



Вы не слишком кардинально экспериментируете с имиджем? Телеаудитория у нас, в основном, консервативная. Не отшатнется?



Ну почему? Пусть «она» будет и такая, и иная. И дама из Нотердама… Или другая «мадам». Мне говорят: надо быть «ближе к народу», мол, длинные черные волосы — это уже «дистанция» с демократичной аудиторией… Что ж, попробуем поэкспериментировать. Я не комплексую и не мучаюсь по этому поводу. Бежать? Значит, бежим!



Только-только появился формат Americas got talent на СТБ и поступило предложение, мы с Виктором за ночь пересмотрели не одну запись зарубежных версий. Долго говорили на эту тему. И лишь потом было принято совместное решение: я буду это делать…



Между прочим, народ спохватился в связи с этим форматом лишь когда на сцене воссияла Сюзен Бойл — чудо-юдо с необыкновенным голосом.



У них был шестой сезон, кажется. Но подобных форматов там — десятки. Бывает, что отдельный персонаж притягивает внимание к программе и становится ее «локомотивом»…



Как в случае с вашим первым сезоном, когда «песочная художница» заставила их вздрогнуть… Почему, кстати, именно ее выбрали — среди десятка иных?



То, что делает Ксения — это наши невыплаканные слезы. Это сдавленная тоска телезрителя по попранному патриотизму. Вспомните ее песочные сюжеты — на военную тему, на тему памяти о близких…



Мы однажды ехали с мужем в гости и по дороге заговорили… о потерянном поколении. Которое, к сожалению, не воспитывается ни на каких положительных примерах. А должны же быть в обществе мотивации позитива… А их нет. Есть одна «мотивация» — достижение определенного бытового уровня.



И если появляется в нашей программе «свет» в конце тоннеля (хотя бы в связи с тем, что делает Ксения или другие участники), то как не порадоваться?



Вот еще одна история… На кастинги приходит слепая девочка из Харькова. А в моей жизни, так случилось, был опыт общения со слепыми детьми, когда работала пионервожатой. И те дети «воспитывали» скорее меня, нежели я их. И уже я училась «разрисовывать» мир, который они сами никогда не увидят…



И когда слепая девочка их Харькова пришла на прослушивание, я словно оцепенела, вспомнив определенный период жизни. Особенно, когда она прикоснулась к моим волосам: «Ой! Какие они у тебя красивые!»



После выступления зал стоя ее приветствовал. И не из жалости, а потому что был талант человека, который хочет преодолеть себя… Не пафосно говорю?



Нет, нормально… Оксана, Владимир Бородянский, начальник СТБ, ставит перед вами какие-то рейтинговые планки? Говорит: должны взять в новом сезоне столько-то «процентов»?



Ничего не ставит. Отношение к проекту изначально было не коммерческим. Скорее — гуманитарным. Никто не знал, как пойдет программа. Не зная брода, мы попросту вошли в эту «воду».



Часто образ «жены влиятельного политика» вызывает у людей предубеждение, а то и откровенный негатив? Мол, ну что она нам сказки о бедных рассказывает, а сама-то — царица, владычица…



Олег, да понятия никто не имеет — особенно в небольших городах — кто я, чья жена, кто мой муж… Спокойно хожу в магазины. И никто меня особо не узнает. Впрочем, узнают, конечно, но поначалу присматриваются. И костюмы для проекта выбираю не в бутиках, а в обыкновенных местах.



Ну не на базаре же Троещина?



Ну нет, конечно… Предлагает канал определенные коррективы телевизионного образа… Значит, будут…



В ближайшем будущем в какую «степь» они вас собираются корректировать?



Возможно, стану яркой блондинкой.



Но тогда уйдет «вамповость».



Не уйдет. Не представляете, какой «она» уже в сентябре явится в «Х-фактор» — это новый проект. Возможно, многие испугаются. Такая будет «кошка», матрица-перезагрузка… Да, «она» может быть и «подружкой», и вашей «подушкой». И вообще — «я ваша навеки». «Она», моя телевизионная героиня, должна быть разная, важно не повторяться.



Не случится, что «Ее» окажется много на канале? И зритель переключит кнопку?



Будет много — уйду в декрет… Впрочем, это уж как Бог даст.



Если подробней об «Х-факторе»? Какой там основной принцип «охоты» на таланты?



С 10 апреля — кастинги. В проекте будет задействовано вдвое больше народу нежели на «Таланте». Само шоу со множеством сюрпризов. Главное — услышать тех, кто поет. И убедить: петь можно научить едва ли не каждого. Ведь все мы поем, когда радуемся или грустим, расстаемся или встречаемся.



«Х-фактор» — это даже не вердикт жюри (или продюсера), это вроде перст небес, который открывает в человеке прежде скрытые способности. Сцена необычная: с потолком сверкающим, со стенами многофункциональными. В Британии на кастинги «Х-фактора» пришло рекордное количество народу — около 180 тысяч!



Что движет вами, когда едете в региональные дебри, а потом сидите там часами — мерзнете, слушаете разную чушь? Вообще зачем это вам, женщине, у которой есть все и даже больше? Ради славы, что ли?



Есть один телеобраз, который для меня не то, чтобы «образец» для подражания, а больше социальный ориентир. Это — Опра. Объясню…



Коль скоро ты достигаешь на ТВ определенных успехов, то должен делать хоть что-либо полезное. Как она… У нее замечательная социальная роль в США. Возможно, знаете, что процентов 40 американцев прежде чем проголосовать за своего президента, интересуются: а что думает Опра?



Работая на ТВ, она же работает на страну. Открывает школы. Инициирует социальные программы.



Да, Украина — не Америка. Здесь много «контрастов». Но мне близка вот такая «полезность» теледеятельности.



Сама иногда вынашиваю фантастические идеи. Скажем, строительства сети больничных центров для детей…



Одна известная украинская женщина, как известно, уже собрала много-много денег на клинику — да клиники как не было, так и нет.



Это — чудовищно. Не говорите мне об этом. Я, возможно, покажусь самонадеянной, но это можно и нужно было сделать давно. Впрочем, слишком хорошо знаю подробности… Потому мне это и видится вдвойне чудовищным, да так, что хочется кричать «Караул!»



Думаете, я сильно изменилась — после этой успешной программы? Или после программы «Имена»? Или после замужества? Мне кажется…



Что вам кажется?



Что я по-прежнему — пионервожатая. И когда муж иногда ездит со мною по магазинам, в чем-то помогает, то эта семейная «простота» и есть счастье…



Возможно, в подтексте намек: образ мужа несколько демонизирован, а все — не так?..



В то время было удобно создать определенный образ. И по отношению к нему была применена специальная технология, не сомневаюсь… Но во многих вопросах — интеллектуальных, юридических — с ним невозможно соревноваться. С ним никто, кроме Юлии Тимошенко, не ходил ни на какие дебаты. Некоторое время, лет пять назад, у меня внутри вообще все на части разрывалось… Хотелось кричать: люди, да вы ли это, что с вами делают? Или вы существуете в заданной компьютерной программе? А потом… Потом пришло понимание: значит «так» нужно. И опыт тех лет не прошел бесследно.



Именно женщина часто определяет те или иные поступки мужчины, мужа… Его стратегию, тактику. Лично вы — определяете?



Всегда… Ведь мужчина и женщина, муж и жена — как бы сообщающиеся сосуды, есть их общий внутренний мир. К тому же в женщине природой заложен механизм выживания, в этом она опора мужчине: поддерживает, не дает пасть духом… Но это не значит, что я «влияю» на его решения или действия. Это невозможно. Он часто закрыт — абсолютно. Порою узнаю о чем-то — только из Интернета. Однажды сказала: «Знаешь, Виктор, есть вещи, о которых все-таки надо говорить друг другу, чтобы была возможность услышать самих себя…».



Но, повторюсь, все, что касается каких-либо его решений — это всегда его, и только его решения. И он никогда не позволит, чтобы кто-то другой нес ответственность…



Помимо программы «Україна має талант» что смотрите на ТВ — с мужем, с детьми? Не возникает тревожного настроения: эх, как утрамбуют нас своими «талантами» эти аматоры и не останется вскоре в телевизоре ни одной извилины из интеллектуального формата?



Смотрим документальные проекты, информационные каналы, «Ностальгию»…



Что касается второй части вопроса… Хорошо то, что благодаря хотя бы таким человечным программам, как «Талант», мало-помалу и зритель … движется «вверх»… От унизительного состояния «ниже пояса» (к чему его приучал телевизор), выше-выше — к сердцу своему. А затем, дай Бог, это «движение» дойдет еще выше — до его же головы…



Олег Вергелис



«Зеркало неделе»



Язык оригина

ПРИВЕТСТВУЕМ!
Пожалуйста, помогите нам улучшить СТБ -
поставьте 2 честных галочки

1.

2. Мне

Пожалуйста, заполните все поля